| Программа-максимумПрограммы поддержки развития малого и среднего бизнеса должны стать главным приоритетом российской экономики. К такому выводу пришли участники встречи за круглым столом в редакции "Биржи" 16 октября, проходившей в рамках нижегородского экспертного клуба. Бизнес или власть Эффективность программных и нормативных документов, регулирующих взаимоотношения бизнеса и власти, обсуждали представители предпринимательских объединений, союзов и ассоциаций, специалисты в области экономики, социологии и права.
— Что нужно малому бизнесу? Нормативно-правовая база! — Утверждали, казалось бы, очевидно предприниматели. Такая, где была бы прописана ответственность чиновника за результат. Источник всех проблем — то, что обязательства и обязанности есть только у граждан и бизнеса. А чиновник ответственности за результаты экономической политики региона ли, района ли вроде как и не несет. У него оклад, и время для него течет иначе, чем для предпринимателя. Разные скорости принятия решений, разные уровни компетенции, разные интересы. Бюрократия и предпринимательство — это часто просто параллельные миры. Но за разрешения, согласования, поддержку и развитие отвечает именно чиновник. Отсюда и эффективность программ поддержки — их много, как и разговоров о заботе, а вот растет ли число желающих заниматься бизнесом?..
Впрочем, по мнению директора частной гуманитарно-художественной школы имени Ломоносова Галины Клочковой, областные программы должны прежде всего регулировать отношения малого бизнеса не с властью, а с крупным капиталом, который живет по своим законам и часто является заказчиком этих программ. Они отражают то, что ему выгодно. “Даже финансовый кризис будет работать в интересах крупного бизнеса, а мы надорвемся на первом рывке”, — заявила Клочкова.
С ней не согласилась генеральный директор ЗАО “Т.М. — Сервис” Юлия Крузе. По ее словам, субъекты Федерации тоже конкурируют на рынке за инвестиционные ресурсы, а поскольку их приток извне уменьшился, то есть шанс, что кризис может сыграть на руку малому бизнесу — на него, наконец, обратят серьезное внимание и задействуют нераскрытый потенциал. Ведь и в Стратегии развития Нижегородской области малый бизнес обозначен в качестве приоритетного направления.
Президент Нижегородской гильдии профессиональных консультантов (НГПК) Алла Кошурина не так оптимистична. Проведенный ею мониторинг показал, что ни одна лизинговая компания не собирается работать как минимум до начала ноября. Факторинговые компании договоров не заключают, банки нередко отказывают в кредитах. “Финансовый рынок сел и ждет, а предприниматели не могут ждать, многие просто не выживут без пополнения оборотных средств”, — заключила она.
Государство же в первую очередь помогает кому? Крупному бизнесу, конечно. Бюджетообразующим структурам.
Президент региональной общественной организации “Нижегородский женский союз” Людмила Хохлачева напомнила про Федеральный закон о государственной поддержке малого предпринимательства. Во время его подготовки нашим предпринимателям предложили внести свои поправки. Когда закон приняли, бизнесмены с удивлением увидели, что ни одно их замечание не было учтено. Депутаты и чиновники все “знали” лучше бизнесменов. Не постигла бы такая же судьба и областной закон. “Положение малого бизнеса ухудшилось, — считает Хохлачева. — Льготные кредиты теперь можно получать только один раз, вне зависимости от уровня и приоритетности работы предпринимателя. Собственники под- акцизных товаров тоже не могут рассчитывать на программы поддержки малого бизнеса...”.
Перечислить все целевые программы не смог ни один участник круглого стола. Называли программу сохранения и возрождения народных промыслов, развития въездного и внутреннего туризма, поддержки агропромышленного комплекса, вспоминали и о комплексной целевой программе развития малого предпринимательства на 2006—2010 годы, говорили о бизнес-инкубаторе, домах малого бизнеса... Но все больше о планах поддержки. Они сверстаны или верстаются в каждом районе. А вот как осуществляются? Об этом информации мало. Скажем, планы есть, а того же леса в северных районах области для местных предпринимателей... нет.
Возможно, на многие вопросы даст ответ подготовленная Концепция развития малого и среднего бизнеса Нижегородской области. Генеральный директор фирмы-разработчика концепции “Т.М. — Сервис” Юлия Крузе подтвердила, что итоговый документ должен систематизировать все предложения практиков и теоретиков бизнеса и определить приоритетные для области направления малого и среднего предпринимательства, его структуру, принципы взаимоотношения с властью и крупным капиталом.
Помощник генерального директора ТПП Нижегородской области Александр Аносов заметил, к слову, что в концепции пока недостаточно четко прописаны этапы и механизмы развития малого бизнеса. С точки зрения представителя ТПП, необходимо на базе концепции разработать аналогичные документы для районов области.
Реальным критерием выживания определенной сферы бизнеса может быть только рынок. Личное мнение отдельного чиновника по поводу “нужности” или “ненужности” вашего предприятия или внешнего вида того же мини-маркета не должно быть решающим. И нормативные документы должны быть просты и понятны. “Необходима социальная ответственность не только бизнеса, но и государства перед микробизнесом”, — заметила исполнительный директор нижегородского отделения общественной организации “ОПОРА России” Ирина Войнова, и эта фраза стала лейтмотивом круглого стола.
“Можно, конечно, определить приоритетные направления сверху, — продолжила Войнова, — но рынок сам потом покажет, что на деле приоритетно. Мини-маркеты — тоже конкурентная среда. Если их все смыть, то исчезнут и малые производители: колбасные цеха, хлебопекарни, производители сельхозпродуктов. Люди останутся безработными”.
Необходимость государственной ответственности и регулирования подчеркнула и Людмила Хохлачева. Не секрет, что в трудные времена в наиболее выгодном положении оказываются предприятия, работающие по госзаказу. На госзаказ сегодня мог бы опереться и малый бизнес.
Точка опоры
Госзаказов, наверное, на всех не хватит. Но государство может хотя бы сориентировать предпринимателей, в какую сторону им необходимо развиваться, чтобы оставаться на плаву и приносить реальную пользу региону, в котором они работают. Не приказать, а сориентировать! Не “бульдозер”, а поощрение тех, кто движется в правильном, то есть взаимовыгодном, направлении — здесь был бы лучший аргумент.
Точку зрения промышленников на программы с прописанными приоритетными направлениями выразил президент некоммерческого партнерства “Нижегородский лесной комплекс” Юрий Кочубейник: “Несмотря на то, что государство, как говорит президент, повернулось к малому бизнесу лицом, сегодня моду по-прежнему диктует крупный капитал. Малый бизнес для госчиновника — все равно что мошкара. Наша беда — государство не ответственно перед гражданином. Любой чиновник ведет себя, как кулик на болоте: сел на кочку и все: болото — мое! А малому бизнесу нужен вразумительный ответ: твое ли?! Должна быть ответственность государства за принятые решения. Почему, говоря о поддержке малого бизнеса, приоритет всегда отдается большому? Не местным предпринимателям обещан наш же нижегородский лес, а иностранным промышленникам. Верен ли просчет, что они принесут области больше пользы? Сомневаюсь. Наши расчеты об ином говорят. Обсуждал ли кто варианты?”...
Председатель совета директоров Автозаводского района Олег Антонов заметил на это, что сегодняшний день для чиновников всегда главнее дня завтрашнего. “Когда место двух крупных проектов занимает множество мелких, значительно усложняется система управления, для контроля требуется большое количество специалистов, а тут пришел один крупный инвестор — и головной боли уже нет. Бюджет наполнен, и с налогами порядок. Правда, добавил он, приглашая крупные компании из-за границы или из Москвы, не окажемся ли мы завтра без тех самых местных предпринимателей, о которых так печемся и число которых планируем поднять чуть ли не втрое?
Perpetuum mobile
Итог обсуждения подвел директор НИСОЦ социолог Александр Иудин, который эффективность программ поддержки малого бизнеса назвал “вечным двигателем”, то есть явлением, у которого нет источника энергии. Таким источником должен быть субъект программы, чиновник или государственный департамент, который нес бы реальные потери в случае неудачи. “Проблема малого бизнеса в том, что у него очень небольшие ресурсы и большие риски, — пояснил Иудин. — У крупного бизнеса такой концентрации рисков нет, зато есть заинтересованный в прибыли и эффективности субъект — государственный чиновник”.
Программы поддержки малого бизнеса только тогда станут эффективными, когда смогут создавать необходимый круговорот. Власти должно быть выгодно существование малого бизнеса.
В свою очередь, бизнес, чтобы стать интересным государству, обязан соответствовать прописанным в программах приоритетам. Так, сотрудничая, государство получит налоговые отчисления и рабочие места, а предприниматели — нишу для существования и устойчивое положение во время финансового кризиса. Возможности такого расклада заложены в проектах Концепции и областного закона о развитии малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области. Главной программой поддержки должен быть Закон. Алла БРЕНЕВА
Владимир ЛАПЫРИН
"Биржа" 10 от 22.03.2011
http://www.birzhaplus.ru/birzha/?44552 |